Здесь курят… или уже теперь нет

Это цитата знаменитого романа Кристофера Бакли «Здесь курят». Где-то в конце 80-х годов прошлого века борцы с курением объявили крестовый поход против голливудских студий. Сразу несколько серьезных научных исследований убедительно доказали, что курение в фильмах способствует увеличению числа курящих подростков. Поэтому с сигаретами в фильмах стали бороться. Иван Филиппов Работал в «НГ-Религии», на сайте NEWSru.com, в журнале «Компания». Затем писал про кинобизнес в газете «Ведомости». Общался с акулами индустрии: руководителями Disney, DreamWorks, Fox Filmed Entertainment, продюсером Джерри Брукхаймером. Их идеи так увлекли журналиста, что Иван перешел на другую сторону баррикад – он работает в AR Films Александра Роднянского.

Ник Нейлор, герой романа Кристофера Бакли «Здесь курят» (и снятого по нему одноименного фильма) проявлял чудеса изобретательности в пропаганде нездорового образа жизн Источник moviesonline.ca В 1998 году четыре крупнейших производителя сигарет в США и генеральные прокуроры 46 штатов подписали соглашение с Master Settlement Agreement ( MSA ), согласно которому (среди прочих ограничений) табачные компании отказывались от продакт-плейсмента в фильмах. Официально табачные компании не могли больше платить студиям за скрытую рекламу. На деле же эта мера оказалась неэффективной. Киногерои продолжали курить, просто теперь они курили не сигареты конкретной марки, а «абстрактные сигареты». Борьбу с курением в кино начали десятки общественных организаций. Они писали письма, проводили пикеты, публиковали в газетах подробные списки тех студий, которые «губят молодое поколение, пропагандируя сигареты». Конгресс США проводил специальные слушания на эту тему, Гарвардский институт здравоохранения писал подробные рекомендации для студий и для MPAA (организация, объединяющая все голливудские студии и занимающаяся присвоением прокатных рейтингов фильмам).

Нельзя сказать, чтобы в результате всей этой шумихи курить на экране стали меньше. Согласно данным американского Центра по контролю и профилактике заболеваний ( CDC ), пик курения на экране пришелся на 2005 год (3967 эпизодов с курением). И только после этого курить стали меньше: в 2009-м — только 1935 эпизодов. Но цифры эти обманчивы, это количественные, но никак не качественные показатели. Курить-то герои фильмов курят, вопрос в том, что за герои. Если герой голливудского фильма курит, то он либо русский (китаец, араб), либо серийный убийца, либо террорист. В общем, однозначно отрицательный персонаж. Курение на экране лишилось гламура. Красивые актеры и актрисы больше смачно не затягиваются после страстной любовной сцены. Голливудские курильщики в основном надрывно выхаркивают прокуренные легкие. Сигарета стала обязательным атрибутом отрицательного героя, а если вдруг закуривает герой положительный, то это всегда признак тяжелого психологического расстройства и общей жизненной его неустроенности. Как только все наладится— он непременно бросит. Но борцы за здоровый образ жизни протестуют и против такого изображения курения.

Курить на экране нельзя ни хорошим, ни плохим, потому что это плохой пример для подростков— вот их главный девиз. И вроде бы крыть это студиям уже нечем, и можно уже прощаться с сигаретами. Но тут случается технологический прорыв: электронные сигареты. Реклама электронных сигарет Источник cyansocialmedia Электронные сигареты появились на рынке еще в 2006 году, но только в прошлом году они начали потихоньку завоевывать главный рынок мира— американский. По сути, электронная сигарета – это никотиновый ингалятор, только сделанный в форме сигареты и полностью имитирующий процесс курения— на конце сигареты с каждой затяжкой зажигается огонек, а встроенный парогенератор дает курильщику возможность смачно выдыхать дым. Только это не дым, а пар. Причем без запаха. Для курильщика— заряд никотина, для окружающих— никакого запаха и никакого пассивного курения. Поскольку в электронной сигарете нет табака и в ней ничего не горит, то в легкие курильщика не попадают все те вредные вещества, из-за которых на сигаретах и пишут «опасно для здоровья». В общем, настоящий подарок Бога всем курильщикам: тот же кайф, но без вреда для здоровья. В этом году вопрос безопасности электронных сигарет станет в США одной из самых обсуждаемых тем. Да что там станет, уже стал. За последние две недели я наткнулся на дюжину больших статей на эту тему. Понятно почему: для гигантской табачной индустрии электронные сигареты могут стать серебряной пулей. Производители сигарет пережили— с трудом— все запреты, ограничения и всю пропаганду здорового образа жизни. Пережили потому, что курильщики не хотели бросать любимую привычку. Но если на рынке появится— и будет официально признан— продукт, который дает те же ощущения, но без вреда для здоровья, то лавочку придется закрывать.

Понятное дело, что не сразу и не везде— всегда есть Азия, Африка и страны третьего мира, где риск умереть от рака легких существенно ниже, чем от пули или от голода, но рынки западных стран для сигарет вполне могут закрыться. И, разумеется, табачные компании смиряться с этим совершенно не хотят. В Вашингтоне идет активная борьба табачных лоббистов против производителей электронных сигарет. Против них выступят непременно сенаторы и конгрессмены, представляющие штаты, где выращивается табак: для электронных сигарет он не нужен. То есть Северная Каролина, Кентукки, Вирджиния, Индиана, Огайо, и т.д. Первой большой победой этого лобби стал запрет (правда, пока временный) на курение электронных сигарет на американских авиарейсах. Запрет этот довольно беззубый, так как никто не помешает курильщику уйти в туалет и спокойно покурить— на пар электронных сигарет датчики дыма не реагируют. Миллиарды долларов, уверен, потратят на лоббирование, на выплаты разнообразным медицинским экспертам, которые будут ходить по ток-шоу и рассказывать о том, что «безопасность электронных сигарет еще не доказана». Все это понятно. Но зато у производителей электронных сигарет будет поддержка Голливуда. Сегодня уже и так, безо всякой особенной рекламы, большая часть голливудских звезд переходит на электронные сигареты. Среди поклонников нового изобретения Леонардо ди Каприо, Джонни Депп, Кейт Мосс и еще много звездных имен. Говорят, что именно с помощью электронных сигарет бросил курить (обычные сигареты) президент США Барак Обама. Леонардо ди Каприо — поклонник электронных сигаре (Источник www.elusionelectroniccigarette.com.au) Лучше рекламы и не придумаешь.

И компании, которые электронные сигареты производят, довольно быстро сообразили, что их главным помощником в деле завоевания рынка сегодня может стать Голливуд. Проблема «чем занять руки актеров во время диалогов» никуда не исчезла, и режиссеры будут счастливы наконец вернуть сцены курения в фильмы. Они уже начали это делать. Не знаю, обратили ли вы внимание на сцену знакомства героя Джонни Деппа и Анджелины Джоли в фильме «Турист»? А это замечательная сцена. Если смотреть ее внимательно, то видно, что Депп сидит и курит. В вагоне поезда. Под знаком «не курить». Он курит электронную сигарету. Не знаю, во сколько обошлась эта сцена заказчикам, но уверен, что речь идет о нескольких миллионах. Все-таки две самые большие голливудские звезды в ней заняты. И это только начало. 2011 год станет годом битвы титанов— вашингтонское лобби против Голливуда. И от исхода ее будет во многом зависеть судьба электронной сигареты. Сцена знакомства героя Джонни Деппа и Анджелины Джоли в фильме «Турист»: все начинается с электронной сигареты Источник HudakonHollywood…

Можно оценить материал:

Можно поделиться им через соцсети:

А также оставить комментарий.