Правила поведения для предотвращения агрессии со стороны больных

Накопленный опыт ведущих клиник и медицинских стационаров показывает, что агрессивное поведение, которое может демонстрировать больной человек с психическими расстройствами или пациент или родственник больного в состоянии аффекта может быть минимизировано. Как показывает практика, агрессия провоцируется определенными действиями, не правильной реакцией или отсутствием таковой в ответ на первичную демонстрацию к насильственным действиям или угрозы со стороны больного. С другой стороны, подготовка и изучение несложных поведенческих алгоритмов может стать довольно серьезной профилактикой, которая если и не предотвратит подобные случаи совсем, то  хотя бы уменьшит число подобных инцидентов.

Агрессия у больной девочки

В начале несколько простых практических советов, которые помогут персоналу избежать эскалации агрессии:

  1. При беседе с возбужденным психотическим пациентом (особенно с параноидным бредом) не следует делать в его присутствии какие-либо записи. Присутствие, как минимум, еще одного сотрудника — обязательно.
  2. Следует вести себя уверено, спокойно и доброжелательно по отношению к больному. Не допустимы угрозы, грубость, насмешки и фамильярность, как в адрес больного, так и его родственников. Подобное поведение со стороны персонала может спровоцировать или усилить агрессивную реакцию со стороны пациента (особенно в отношении определенных категорий больных) .
  3. В начале беседы с возбужденным пациентом для установления контакта лучше задать нейтральные вопросы отвлекающего характера от конфликтной ситуации, например, «хочет ли он сейчас покурить», «можно ли ему сейчас измерить давление».
  4. Не следует спорить и разубеждать пациента, нужно проявлять достаточно эмпатии к его состоянию, вместе с тем нельзя безоговорочно соглашаться со всеми его претензиями и обидами.
  5. Беседа должна вестись в присутствии еще одного сотрудника. В случае агрессивного поведения у пациентки необходимо присутствие и опытной медсестры. Данная мера предосторожности рекомендуется во избежание, как нападения пациента на персонал, так и возможного обвинения сотрудников в агрессивных действиях или сексуальных домогательствах к больному.
  6. Нельзя терять профессиональной бдительности, так как поведение больного может носить импульсивный характер. На столе у персонала не должно быть предметов, пригодных для нападения или самоповреждения больного, нельзя позволять ему подходить к незарешеченному окну. Нельзя допускать, чтобы пациент блокировал собой выход из комнаты, тем самым создавая угрозу для персонала.

Тактика предупреждающего агрессию поведения по отношению к больным

Прежде чем подойти к пациенту, необходимо успокоиться самому, быть уверенному в своих собственных силах, возможно представить себе диаду «огонь и вода», где агрессивное поведение пациента метафорически подобно огненной стихии, способной принести вред не только самому пациенту, но и его окружению и имуществу, в качестве противопоставления: поведение персонала должно быть подобно воде. То есть направлено на «погашение» очага возгорания. Хотя и существует тактика поведения по отношению к агрессивному пациенту — применять фармакологическое или физическое ограничение свободы его действий, на ранних этапах начинающейся агрессии все же имеет смысл в начале использовать именно беседу успокаивающего характера. И лишь потом объяснить пациенту, к чему в дальнейшем может привести его поведение и какой ответной реакции ждать от персонала.

Как мы уже говорили, необходимо настроиться на «правильную волну», это должно выражаться прежде всего в том, что пациент видит, что персонал не испытывает страха и беспомощности перед состоянием пациента. Вместе с тем, поведение персонала не должно носить ответный агрессивный характер, так как больные в состоянии психоза или каких-либо личностных расстройств, могут усилить агрессивные тенденции в своем поведении.

Речь медсестры должна быть уверенной, спокойной и хорошо модулированной. Необходим зрительный контакт. Пациент должен понять, что его согласны выслушать. Вся беседа направлена на то, чтобы пациент проникся чувством, что он будет понят и принят таким, каким он есть. Мы также считаем, что в некоторых случаях, когда нет эскалации напряжения и агрессивного поведения, возможен и мануальный контакт.

Так например, медсестра после получения разрешения со стороны больного, может положить свою кисть поверх кисти больного. Это действие направлено на дополнительное успокаивание пациента, более того, мы считаем, что в отличие от патерналистической (отцовской доминантой) позиции врача, роль медсестры является неким продолжением материнского начала и не является альтернативой стандартному врачебному поведению, а дополняет и уравновешивает его, смягчая акценты. Вместе с тем, везде и всегда нужен индивидуальный подход к пациенту, мы считаем, что в начале общения с агрессивным пациентом необходимо соблюдать дистанцию на расстоянии 50-70 см (расстояние вытянутой руки), это создает относительно «безопасную зону» между персоналом и пациентом.

Можно оценить материал:

Можно поделиться им через соцсети:

А также оставить комментарий.

Здесь возможно отыскать отзывы по тематике:

  • как оградить врачу от агрессии больных
  • поведение мед персонала в случае агрессии пациентов
  • правило транспортировки агресивных психологических больных