Мотивационная психотерапия от злоупотребления

Процесс мотивировка пациента состоит из трех важных составляющих.

мотивационная терапия зависимостиПервая – это определение уровня мотивации зависимого к выздоровлению. С этой целью применяется модель процесса изменений, разработанных Джеймсом Прочаски и Карлом ди Клементо.

Второй составляющей мотивирования является работа по принятию решение о потребности изменений в отношении употребления алкоголя или наркотиков.

Третья составляющая мотивирования – определение типа мотивации клиента к употреблению, которое нередко недооценивают при построении реабилитационного процесса.

Стадии поведенческих изменений в связи с транстеоретической моделью Джеймса Прочаски и Карло ди Клементе.

Обычно смена происходит постепенно, в стадиях или циклах. Стиль проведения мотивационного интервью зависит от этого, с которой стадии изменений находится клиент (в связи с транстеоретической моделью Джеймса Прочаски и Карла ди Клементе).

  • Осознание (contemplation) – стадия размышлений, намерений относительно возможных изменений.
  • Срыв (relapse) – рецидив. Необязательная стадия.
  • Предосознание (рrecontemplation) – допроблемная стадия.
  • Принятие решения (determination) – стадия определения.
  • Реализация решения (action) – стадия активных действий.
  • Удержание (maintenance) – стадия сохранения изменений.

Содержание мотивационного консультирования

Под мотивацией понимают не то, что кто-то должен сделать, а скорее то, что кто-то хочет сделать и делает. Она включает осознание наличия проблемы, поиск пути изменений, а потом четкое соблюдение этой стратегии изменений.

Ведущим принципом мотивационного интервьюирования является создание заметного диссонанса или противоречия между нынешним поведением и важными личностными целями и ценностями человека. Одним из методов к достижению этого является побуждение клиента к оценке своего отношения к употреблению алкоголя или наркотиков, их влияния, поиск фактов, которые бы свидетельствовали, что потребление алкоголя и наркотиков – это проблема, признание потребности в изменениях и готовности меняться.

Консультанту пытается показать клиенту, что какие-либо решения, которые принимает клиент, являются прежде всего его решениями, и консультанту неважно, что это за решение – продолжать употреблять, попытаться употреблять контролировано либо вовсе не употреблять.

Консультант не заставляет клиента признать, что он имеет серьезные проблемы и требует изменений. Вместо этого терапевт пытается помочь клиенту реалистично оценить собственную ситуацию. Итак, мотивационное интервьюирование не является техникой или путем обмана для принуждения людей делать то-то, что вы хотите, чтобы они делали. Если поведение клиента является несовместимой с целью или ценностью, которая декларируется клиентом, вряд ли это является изменением. Мотивационное интервьюирование – это клинический стиль для пробуждения внутренней собственной мотивации клиента к изменениям.

Принципы мотивационного консультирования

Мотивационное консультирования строится осуществляется на 4 руководящих принципах:

  1. Проявлять эмпатию (express empathy).
  2. Развивать амбивалентность/противоречие клиента (develop discrepancy).
  3. Анализировать сопротивление клиента, избегать конфронтации (roll with resistance).
  4. Поддерживать внутренние резервы клиента (support self-efficacy).

Минимальные вмешательства при мотивационном интервью (FRAMES) – шесть «ключей» мотивации к изменениям.

Многочисленными исследованиями выяснено, что мотивационные техники, которые фокусируются на кратковременных интервенциях, являются на удивление эффективными, для того, чтобы менять поведение «употребления». В ходе исследований содержания интервенций, оказавшихся эффективными, было зафиксировано шесть совместных элементов.

Миллер определил перечень мотивационных интервенций, которые имеют целью увеличение достоверности того, что люди, злоупотребляющие психоактивними веществами, вступят в программу и будут продолжать лечения. Их аббревиатура на английский язык пишется как FRAMES, что сразу переводится с английского как пределы, принципы.

Компоненты FRAMES, используемых при мотивационном интервьюировании:

  • — обеспечения обратного связи (feedback);
  • — акцент на собственной ответственности (responsibility) клиента;
  • — предоставления прямых советов/рекомендаций (advice) о возможностях изменений;
  • — предложение и обеспечение альтернативных подходов (menu);
  • — эмпатическое отношение (empathy);
  • — вера в собственную способность к изменениям (self-efficacy).

https://youtu.be/iJFJCfH1oVQ

Можно оценить материал:

Можно поделиться им через соцсети:

А также оставить комментарий.

Здесь возможно отыскать отзывы по тематике:

  • мотивационное консультирование миллера
  • эффективное мот вационного консультирования дислипидэмии