Алкоголизм от младенца к взрослому

Почему маленькие дети пробуют спиртное?

Отравления алкоголем составляют в среднем 7 % всех случаев отравления детей. Минимальную дозу спиртного, которая вызывает гибель ребенка, определить сложно, потому что дети пьют его тайком от взрослых. По мнению ряда специалистов, младенец может погибнуть даже от смоченной алкоголем пеленки, в которую его завернули. В медицинских источниках описан случай смерти ребенка в возрасте до года, в результате того, как ему был три раза в течение суток наложен водочный компресс на грудную клетку при лечении кашля. Минимальной смертельной дозой для ребенка, который не достиг десятилетнего возраста, по мнению фармаколога Н. П. Кравкова, является ориентировочно 15 г чистого спирта или 2 — 3 столовые ложки водки. Однако медицинской практике также известен случай гибели пятилетнего ребенка, выпившего 10 г спирта. Трагичным моментом является и второе из наиболее частых последствий употребления детьми алкогольных напитков — это привыкание к алкоголю, т.е. формирование наркотической зависимости. Положительное отношение детей к алкоголю может сформироваться довольно рано. Это в некоторых условиях может оказать свое отрицательное влияние на процесс развития и формирования личности. Маленькие дети, сидящие со взрослыми за одним праздничным столом, наблюдают за выпивающими родителями, а нередко и сами принимают участие в застолье. Это безусловно говорит о безответственном отношении взрослых к тому, что их дети перенимают алкогольные традиции. Существует мнение, что дети 2 — 3 лет еще очень мало понимают и запоминают, — и это безусловно опасное и очень распространенное заблуждение. Маленькие дети всегда подражают взрослым, в особенности родителям, как самым близким и авторитетным людям.

В таких семьях, где традиционное употребление алкогольных напитков по различным праздникам пока не перешло в пьянство, дети воспринимают подобные застолья как естественное и даже обязательное явление, о чем свидетельствуют сюжеты детсадовских игр, в которых дети подражают поведению взрослых за праздничным столом. Всегда в группе детей находится организатор, выполняющий роль тамады. Он следит за тем, чтобы соблюдались такие «правила» застолья, как, например: «После первой рюмки не закусываем», «Пить надо до дна» и др. Участники игры при этом, вспоминая прошедший праздник в своей семье, делятся друг с другом сведениями о том, какие, например, напитки подавались к столу, а также, как и по какому рецепту можно приготовить самогон или другой алкогольный напиток. Дети рассказывают друг другу, сколько водки, самогона или других подобных спиртных напитков им предлагали попробовать или дали выпить их родители.Таким образом, программирование положительного отношения к алкоголю, как к обязательному составляющему каждого праздника, начинается с детского возраста.

В процессе игр «алкогольного содержания» четко проявляется отношение детей к алкоголю. Детям нравятся в первую очередь ритуалы, связанные с употреблением спиртного, а также его опьяняющее действие. Ритуалы способствуют формированию у ребенка уважительного отношения к алкоголю, как к ценности, и ориентируют на его потребление. Опьяняющее же действие спиртных напитков воспринимается как положительный факт, который дает повод для необычных форм поведения, несвойственных для трезвого человека. Оба эти аспекта способствуют формированию интереса к алкоголю. Итак, уже в раннем возрасте, у ребенка создается модель будущего алкогольного поведения. Родителям важно помнить об ответственности за антиалкогольное воспитание детей, начиная с раннего детства, не ограничиваясь только беседами о вреде алкоголя, а демонстрируя преимущества трезвого образа жизни соб­ственным примером. Статистика свидетельствует о прямой зависимости между тем как и сколько потребляют алкоголь родители и злоупотреблении спиртными напитками их детей. Ключевым же периодом в антиалкогольном воспитании являются младший школьный и особенно подростковый возрасты.

Как развивается алкоголизм у детей

Необходимо также знать, что у детей и подростков алкоголизм развивается очень быстро. И если у взрослых переход от обычного пьянства к алкоголизму в зависимости от интенсивности пьянок и занимает от 5 до 10 лет, то развитие хронического алкоголизма у подростков происходит быстрее в 3-4 раза , порой исключая этап регулярного потребления. К тому же чем быстрее происходит формирование алкоголизма, тем более необратимые его последствия. Явление это объясняется так. В мозговой ткани ребенка гораздо больше воды и меньше белка, чем у взрослого. В воде алкоголь растворяется особенно хорошо. И всасывание спирта в организме ребенка происходит быстрее, нежели у взрослого. Лишь только 7% из всосавшегося алкоголя выводится почками и легкими. Остальные 93 %, окисляются в самом организме и действуют как яд, который не встречает практически никакого противодействия. В детском и подростковом возрасте алкоголь особенно разрушительно влияет на печень, которая находится на стадии формирования. Токсическое поражение клеток печени ведет к нарушению белкового и углеводного обмена, синтеза витаминов и ферментов.Отрицательно реагируют на присутствие в организме алкоголя сердце, легкие, желудок, кроветворные органы, эндокринная и нервная системы. Алкоголь нарушает и функцию почек. Активные клетки почек погибают, следовательно, организм в меньшей степени освобождается от вредных шлаков. Поэтому молодой человек, часто употребляющий спиртное, постоянно находится в состоянии отравления: с одной стороны, сам алкоголь является сильным ядом, а с другой — в тканях всех органов накапливаются не обеззараженные вещества, мешающие дальнейшему росту и развитию организма. Алкоголь ослабляет, тормозит и угнетает развитие всех органов и систем. Чем моложе организм, тем губительнее действие на него алкогольного яда. Это определяет высокую смертность среди подростков и юношей, страдающих алкоголизмом.У здорового ребенка не может быть влечения к алкоголю. Напротив, вкус и запах спиртных напитков вызывают у него отвращение.Почему же первоначальное неприятие не исключает того, что ребенок пристрастится к алкоголю в будущем? Что заставляет детей преодолеть в себе отвращение к спиртным напиткам и стать в результате рабами алкоголя?Исследованиями было установлено, что подростков влечет не вкус спиртных напитков, а их действие, вызывающее состояние опьянения. В самом начале степень опьянения у большинства подростков, пробующих алкоголь, легкая, связанная с ощущением прилива сил и возникновением чувства комфорта, а также повышением настроения или с элементами дурашливости. При такой степени опьянения еще не выражена алкогольная интоксикация, нет потери самоконтроля. За незначительное отклонение в поведении никто не ругает, в таком состоянии подросток не попадает в милицию. Таким образом, у него складывается представление, что употребление алкоголя — вполне естественное и закономерное явление в жизни. Однако потребность в спиртном очень быстро нарастает, и в организме, еще физически неокрепшем, развивается алкогольная зависимость со всеми своими трагическими последствиями, как для самого человека, рано приобщившегося к спиртному, так и для общества в целом.Каковы же основные побудительные мотивы выпивок несовершеннолетних? Рассмотрим главные причины ранней алкоголизации подростков, указываемые исследователями данной проблемы.

Социальные аспекты раннего алкоголизма

В социологических исследованиях выявлено, что первым и главным фактором, провоцирующим ранний алкоголизм, является алкогольное окружение. Это, в первую очередь, пьющие ближайшие родственники: отец, реже мать, а иногда и оба родителя. Бывает, что в семье больны алкоголизмом старшие братья или сестры. Их отрицательное влия­ние может играть огромную роль даже, если родители алкоголем не злоупотребляют. Преимущественно родители в пьющих семьях имеют низкий уровень образования, это чаще всего неквалифицированные рабочие. Употребление алкоголя в подобных семьях не считается злом, и по этой причине приобщение младших членов семьи к спиртному считается нормой. По статистическим данным, дети из семей, в которых им не запрещалось спиртное, в дальнейшем употребляют алкоголь вне семьи в 9 раз чаще по сравнению со свер­стниками, потребление хмельных напитков которым было строго запрещено родителями. Даже когда дети, родители которых были больны алкоголизмом, воспитываются с раннего возраста в семьях с трезвыми обычаями, они в 4 раза чаще идут по стопам своих отцов, в отличии от их сверстников.

Вторая причина алкоголизма подростков — желание быть и казаться взрослыми. Потребление алкоголя кажется им символом мужества, самостоятельности и способом самоутверждения. Это происходит из-за неосведомленности детей и подростков о вреде алкоголя и ужасных последствиях его употребления. А обманчи­вое удовольствие, первоначально получаемое от небольших доз спирт­ного, способствует формированию ошибочного представления о благоприятном его влиянии на организм, и, как следствие, быстрому развитию алкогольной зависимости.

Привлекательность для подростков спиртного подкрепляется попу­ляризацией употребления алкоголя в различных телевизионных передачах и кино. Так в США считают, что для подростков, которые проводят до пяти часов у телевизора, примеры пьющих кино- и телевизионных героев — одна из самых действенных форм вовлечения в пьянство. Некоторые подсчеты показывают, что в наиболее популярных телепрограммах, которые идут в США с 20 до 23 ч, в течение каждого часа показывают, примерно, 7,02 случая употребления алкогольных напитков, в то время, как безалкогольных лишь 3,33 случая. Интересно, что положи­тельные герои, при этом, прикладываются к рюмке в 5 раз чаще отрицатель­ных.

Наши же юные телезрители только лишь в период действия известных правительственных постановлений и указа по борьбе с алкоголизмом и пьянством были в значительной мере защищены от подобной пропаганды по­требления спиртного на телевидении.

Еще одной причиной подросткового алкоголизма является пример сверст­ников. У детей и подростков из неблагополучных и особенно не­полных семей обычно не развита культура общения. От­сутствует душевная близость с родителями, а также нет контактов с детьми из благополучных семей. Все это, вместе с общей некоммуникабельностью, приводят к тому, что подросток начинает искать «уличные», «дворовые» компании, в которых непременной частью общения является потребление алкоголя. В такой компании, которая часто является разновозрастной, пьющие подростки получают возможность для самоутверждения, самоуважения, чего не могут добиться ни в школе, ни в семье. Участие в компаниях алкоголиков, лидерами которых являются лица, состоящие на учете в милиции либо в инспекции по делам несовершеннолетних, возможно ранее судимые, может быть чре­вато не только приобщением к спиртному. Часто новички должны выполнить обязательную программу хулиганских действий, а также других уголовно наказуемых правонару­шений. Часто начинают возникать проблемы, которые способствуют тому, что пре­рывается учеба, постоянно меняются места работы, которая теперь рассматривается только как средство полу­чения денег на покупку алкогольных напитков.

И если у непьющих сверстников данный пе­риод жизни связан с максимальным духовным ростом, с учеб­ными, а также профессиональными интересами, то у злоупотребляющих алкоголем подрост­ков все это становится несовместимым с по­стоянной и непреодолимой тягой к алкоголю. У них происходят нарушения памяти, внимания, мышления, нарушается работоспособ­ность, сильно изменяется обмен веществ, так как организм человека уже не может обходиться без алкоголя. Диагноз данного состояния — алкоголизм. Избавиться от алкоголизма самостоятельно подросток не в состоянии, ему необхо­димо лечение.

Существует еще одна причина вовлечения подрост­ков в алкоголизм. Это чрезмерная забота близких. Попытки оградить своего ребенка от любых обязанностей и забот приводят к тому, что у подростка начинают формироваться такие черты характера, как безволие, безответственность, зависимость и неподготовленность к дальнейшей жизни. Так получается, что внешне это бла­гополучные, смирные, тихие, с легкостью подчиняющиеся дети. У них выражен «соглашательский» тип характера, без яркой индивидуальности. Нежелание и неумение преодолевать трудности, воз­никающие в жизни, приводит их к поиску легких путей в решении проблем, как следствие, к подчинению дурным влияниям. Употребление алкоголя для подростков такого склада становится наиболее доступным и про­стым, благодаря материальной обеспеченности их роди­телей, выходом из трудных ситуаций. В благополучном коллективе они могут стать хорошими учениками и работниками, а вот в компании антисоциаль­ных людей легко спиваются. Их будущее в основном зависит от того окруже­ния, в котором им предстоит жить и работать.

Стоит отметить, что не все подростки, вовлекаемые в выпивки, становятся на путь формирования алкоголизма. При развитии алкоголизма немалую роль играют личностные качества самого молодого человека. Психологи считают, что наибольшая предрасположенность к заболеванию алкоголизмом наблюдается у детей с какими-то видами моз­говой недостаточности, обус­ловленной черепно-мозго­выми, родовыми травмами, неблагоприятно протекающей беременностью, за­держкой умственного и физического развития, психопатиями и так далее.В настоящее время активно исследуются биологические аспекты алкоголиз­ма. Изучается роль особенностей обме­на веществ, которые могут предрасполагать к этой болезни. Некоторые данные свидетельствуют, что с помощью биологических маркеров есть возможность вы­делить группы риска. Это позволит вести активную и целенаправленную про­филактику с лицами, которые имеют врожденную склон­ность к алкоголизму. Как нам известно, похмельный синдром формируется у подростков через 1 — 3 года после вовлечение в систематическое пьянство.

Этапы становление детской алкогольной зависимости

Этот процесс можно разделить на следующие этапы:

  • 1 этап — первоначальное привыкание к алкоголю;
  • 2 этап — приобщение к стереотипам алкогольного поведения;
  • 3 этап — появление психологической зависимости от алко­голя;
  • 4 этап — появление ярко выраженной физической зависимости;
  • 5 этап — алкоголь становит­ся необходимым звеном в обменных процессах в организме, от чего формируется похмельный синдром.

Данный синдром выражен в виде головных болей, общего недомогания, на­рушения в работе сердечно-сосудистой и желудочной систем, сна, плохого настроения, постоянного желания выпить. Также в состоянии по­хмельного синдрома встречаются случаи суицида.Одной из особенностей подросткового возраста является явление акселерации.В условиях современности нервная система ребенка подвергается более интенсивному воздействию, чем несколько десятилетий назад. Поток информации теперь значительно больше, а впечатления стали носить более разнообразный характер, темп жизни стал быстрее. Это все, безусловно, оказывает влияние на психическое развитие человека. Однако у подростков все же сохраняется эмоциональная неустойчивость и незрелость представлений. Таким образом, возникает дисбаланс между социальным статусом и физиче­ским развитием. Незрелость нервной системы и нечеткость жизненных позиций ведут к тому, что под влиянием алкоголя подросток становится восприимчивее к примерам негативного поведения. Ранняя алкоголизация является безусловным показателем со­циально-психологической несостоятельности и неразвитости личности, ее нравственной сферы, приобретает компенсаторный характер, так как создает иллюзию деятельности и эмоциональ­ности.

Употребление алкоголя, независимо от дозы, подростками считается патологией, потому что обязательно приводит к алкогольному отравлению. Особенностью алкоголизации несовершен­нолетних является то, что у них нет этапа умеренного потребления. Любая доза спиртного является для подрост­ка чрезмерной, и сам факт ее употребления можно считать злоупотреблением. Основанием для данного утверждения явля­ется безусловно часто встречающаяся у подростков алкоголь­ная интоксикация, протекающая в тяжелой форме, с рвотой и даже потерей сознания. Чтобы не казаться в компании выпивающих приятелей «белой вороной», многие молодые люди устраивают себе тренировки алкоголем, отходя в некоторые моменты от компании и искусственно вызывая рвоту. Так, избавившись от части принятого спиртного, они возвраща­ются и продолжают выпивать дальше, при этом надеясь получить устойчивость к данному интоксиканту. Степень опьянения подростков иногда достигает того уровня, когда срочно нужна медицинская помощь, или возможен смертельный исход. И если этого и не случилось, передозировка часто приводит к потере памяти в результате повреждения клеток головного мозга, т.е. к амнезии. Человек, приходя в сознание, может вспомнить обычно только начало выпивки. Если такого уровня опьянения у подростка повторяются, а амнезии протекают длительно, то это отрица­тельно влияет на психическое состояние, и сказывается на уровне интеллекта.

Когда утрачивается спасительный рвотный рефлекс, повышается переносимость алкоголя и увеличивается тяга к нему. Это происходит намного быстрее, чем у взрослых. На этой стадии подросток в состоянии опьянения уже не чувствует дискомфорта. Он активен, весел, готов к «подвигам» и ищет «приключений». Однако кон­тролировать себя изрядно выпивший подросток не может. Изменяются его интересы, характер. Учащиеся пропускают уроки, теряют интерес к занятиям, становятся конфликтными. Деньги на выпивку добывают теперь любыми способами. Отсюда вытекают такие неминуемые последствия, как кражи, драки, грабежи, беспорядочные половые связи, изна­силования, а также другие преступления, вплоть до убийств. А в связи с тем, что преступления, которые совершаются несовершеннолетними, по большей части остаются безнаказанными, криминальные действия подростков продолжаются, и даже усугубляются. Интересен тот факт, что образ жизни этих подростков остается тайной для большинства родителей вплоть до того момента, как юные нарушители бывают задержаны правоохранительными органами.

Начало злоупотребления спиртным и ха­рактер течения алкоголизма у подростков имеют безусловную связь. Она характеризуется тем, что чем раньше молодой человек начинает употребление спиртного, тем сложнее протекает само заболевание. Безусловно, самым опасным считается злокачественное, т.е.ускоренное, течение алко­голизма.

Как считает Д. Д. Еникеева, злокачественный характер течения алкоголизма проявляется в стре­мительном формировании стойкого влечения к алкоголю, отсутствии борьбы мотивов по поводу того выпить или нет (влечение при этом без раздумий осуществляется), от­сутствии количественного контроля (т.е. пью­щий подросток пьет до состояния сильного опьянения). Характерны также регулярные передозировки с последующими ам­незиями, поведение становится неуправляемым уже на началь­ной стадии алкоголизма, частыми становятся социальные конфликты.

Выше описанная патология более свойственна подросткам, которые еще до начала систематического употребления алкоголя страдали такими психическими заболе­ваниями, как, например, эпилепсия, психопатия, послед­ствия черепно-мозговых травм и т.д. Та­ким детям изначально свойственна такая черта, как неконтролируемое поведение. И если их родители пьют, то часто сами приобщают своих детей к спиртному. Они не занимаются их воспитанием, так как им и самим чужды общепринятые правила поведения.

«Кумирами» неблагополучных подростков часто становятся социально неблагополуч­ные взрослые люди, как правило с криминальным прошлым, неумеренно пьющие. Подражание таким людям приводит подрост­ков к деградации и декомпенсации, опережающим по срокам возникновения основные симптомы алкоголизма. Дети прекра­щают учебу, не могут выполнять даже несложную работу, не тре­бующую квалификации, не удерживаются ни на одном рабочем месте из-за нарушений трудовой дисциплины и систематическо­го пьянства.

При злокачественном течении алкоголизма ро­дители таких подростков вынуждены искать помощи у нарколога. Но и здесь подростки с данной формой заболевания начинают вести себя неадекватно, а именно: от­казываются от лечения, имитируют прием ле­карств (потихоньку выплевы­вают заранее положенную за щеку таблетку; искусственно вызывают рвоту, если вынуждены были принять лекарство), не соблюда­ют режим. И что самое страшное, при содействии пьющих родителей или друзей продолжают пить. А это, в свою очередь, при­водит к алкогольным галлюцинациям, которые могут даже сопровождаться судорож­ными припадками.

Часто попытки родных помочь подросткам в избавлении от злока­чественного алкоголизма не приносят желаемого результата. Родственники в результате устают от ужасного поведения и постоянного пьянства и предоставляют молодым людям пол­ную свободу, что фактически можно считать отказом от них.Сценарий жизни подростков, которые страдают злока­чественной формой данного заболевания, имеет довольно однообразную картину: сначала они попрошайничают, потом начинают воровать, получают неоднократные судимости, попадают в колонии для несо­вершеннолетних, выходя из которых многие становятся бомжами. Конечно, далеко не все обречены на столь ужасающую жизнь. Большинство детей заканчивает среднюю школу, многие получают высшее образование. И как же они относятся к употреблению спиртного?

Классификация раннего алкоголизма у детей

Результаты многих исследований помогли выделить семь уровней вовлеченности учащихся старших классов в употребление алкогольных напитков.  На нулевом уровне находятся школьники, которые не знакомы с опья­няющим действием спиртного. Они не упо­требляют алкоголь или в связи с традициями семьи, или из-за личной установки на абсолютную трезвость. Отношение к спиртным напиткам активно или, что реже, пассивно отрицательное. У этих подростков выработана личная стратегия поведе­ния, которая направлена на отказ от употребления спиртного в совершенно любых ситуациях.

1 уровень — начальный, он характеризуется единичными и довольно редкими случаями употребления алкоголя. Употребление спиртного, что характерно, сопровождается гаммой неприятных ощущений как от вкуса и запаха спиртного, так и от состояния опь­янения, которое заканчивается явлениями астении. Эйфорического состояния от упо­требления этанола не возникает. Переносимость алкоголя при этом низкая. Относящиеся к этому уровню школьники к употребле­нию алкоголя не стремятся. А выпивают только в случаях, когда отказаться нельзя. В большинстве их друзья, близкие и знакомые очень редко употребляют спиртное и относятся к нему отрицательно или безразлично. На этом уровне употребления алкоголя меры запретительного и воспитательного характера могут привес­ти к полному прекращению алкоголизации.

2 уровень — это эпизодическое употребление спиртного, которое характеризу­ется знакомством подростков с различными напитками, в которых со­держится алкоголь. Малые дозы спиртных напитков неплохо перено­сятся, вызывая эйфорические ощущения, что придает употреб­лению алкоголя особую привлекательность. Но сами старшеклассники довольно редко бывают инициатора­ми выпивок. Мотивы употребления спиртного разные: делать «как все», повысить коммуникабельность, казаться более взрослым и самостоятельным.На описываемом уровне вовлеченности в употребление алкогольных на­питков удачно скоординированные воспитательные меры могут также приостановить процесс алкоголизации.

3 уровень — это уровень достаточно высокого риска формирования алкоголизма, его особенностью является усиление активирующего, эйфоризирующего, а также релаксирующего действия спиртных напитков. Спиртное доставляет все еще боль­ше положительных ощущений, чем отрицательных. Становятся разнообразнее по­воды для выпивок, алкогольные напитки употребляются уже чаще 2 раз в ме­сяц. После приема алкоголя следует сомато-психическая астения по утрам. Отношение к алкоголю становится активно или пассивно по­ложительное. Могут формироваться товарищеские отношения с людьми, которые любят выпить. В результате систематического пьянства начинают возникать конфликты с социальными институтами, к которым человек относится.Поводами употребления алкоголя становятся желание улучшить настроение, расслабиться, повысить тонус или почувствовать себя увереннее, а также приятно провести время с друзьями, уйти от сложностей жизни.Ученики старших классов с 3 уровнем вовлеченности в употребление спиртного нуждаются в определенном социальном контроле, который будет ограничивать развитие алкоголизма. Существует возможность прекратить начинающееся пьян­ство с помощью убедительного разъяснения о реальном вреде алкоголизма и опасности его быстрого развития. Значительно могут оказать влияние психологические и медицинские меры воздействия, которые будут направлены на лечение и профилактику различных дисгармоний при форми­ровании личности и характера.

 4 уровень — характеризуется выраженной психической зависимостью от спиртного. Эти подростки уже сами являются инициаторами вы­пивок. Отношение к алкогольным напиткам теперь безусловно положительное. Употребление алкоголя теперь может происходить несколько раз в неделю. Явно увеличивается влечение к алкоголю и отмечается теперь не только по вечерам, но и на протяжении всего дня. Опьянение теперь является наиболее желанным состоянием, так как эйфория от алкоголя становится особенно яр­кой. Спиртные напитки теперь используются в качестве допинга, особого рода регулятора настроения и поведения. Одобряемые обще­ством мотивы, которые связаны с повышением профессио­нального уровня, обучением, укреплением здоровья, интересами семьи, твор­чеством, теряют смысл. Общение с прежними друзь­ями прекращается, а новые знакомые обычно разделяют только интересы по выпивке.

 К мотивам употребления алкоголя, характерным для 3 уров­ня, добавляется еще и желание уйти от неприятностей. Мотивы отказа от алкоголя также, как и на 3 уровне, самостоятельно не формируются и обусловлены только санкциями социальных институтов.

 Известно, что на 4 уровне вовлеченности в употребление спиртным подростки, которые фактически уже являются больными, сопротивляются попыткам ограничить их злоупотребление алкоголем. Однако запретительные и воспитательные меры могут еще подействовать. На этом этапе увеличивается значение медицинского вмешательства. Успешному излечению от алкоголизма могут способствовать лечение у нарколога, контроль со стороны учебного заведения, и, конечно, помощь семьи, как во время самого лечения, так и в дальнейшем.

5 уровень — уровень, который характеризуется проявлением физической зависимости от спиртного. Так, на фоне увеличивающейся психической зависимости от алкогольных напитков развивается повышенная переносимость алкоголя, а защит­ная рвотная реакция на передозировку исчезает. Память в периоды алкогольного опьянения все чаще нарушается. Происходит десоциализация, имеют место изменения личности алкогольного характера.

Главным признаком описываемого уровня вовлеченности в употреб­ление спиртного является похмелье, или, как его называют, абстинентный синдром. Он проявляется тревожностью, ощущением разбитости, плохим настроением, взрывчатостью, обидчивостью и т.д. Сомато-вегетативные проявления выражены головными болями, нарушением сна, го­ловокружением, снижением аппетита, потливостью, утренней тошнотой и рвотой, дрожанием паль­цев рук или всего тела, ознобом. У взрослых людей похмелье длится чаще всего от 2 до 8 суток, а у подростков — от 24 до 36 часов.

Смягчаются проявления похмелья новой дозой ал­коголя.

Другой существенный признак 5 уровня вовлеченности в упо­требление алкогольных напитков — это потеря контроля количества выпиваемого. Признак этот характеризуется тем, что первая доза алкоголя уже не приводит к эйфорическому состоянию, а, напротив, создает дискомфортные ощущения и психическое напряжения. Рассчитывая, что дополнительные дозы спиртного улучшат самочувствие, человек, больной алкоголизмом, употребляет новые порции алкогольных напитков, доходя до тяжелой степени опьянения.

Мотивами на данном уровне алкоголизации являются такие желания, как устранить плохое самочувствие, часто являющееся следствием недавней выпив­ки, уйти от реальности, добиться эйфории, расслабиться или повысить свой тонус, весело провести время. Мотивы же отказа от алкоголя могут быть обусловлены страхом перед социальными институтами с их санкциями, желанием жить, как «нормальные люди», появлением проблем со здоровьем. На этой стадии молодые люди уже осознают болезненный характер собственного состояния. Порой они ищут помощи, желая излечиться от своего пристрастия к спиртному, но отчаянно сопротивляются по­пыткам остановить их пьянство. Здесь явно видна борьба мотивов. Такие подростки нуждаются в длительном лечении, а также тщательном кон­троле. Длительные запретительные меры, а также перевоспитание очень важны для поддержания состояний воздержания от спиртного, то есть стойких ремиссий.

6 уровень — это конечный уровень распада личности под влиянием алкоголя.  Для него свойственно усугубление и нарастание предыдущих признаков алкоголизма, а также появление дополнительных симптомов. Переноси­мость алкогольных напитков снижается, формируется запойное пьянство, при котором хмельные напитки принимаются целыми днями в течении нескольких суток. Психическая зависимость от спиртного перекрывается тяжелейшей физической зависимостью; а прежней яркой эйфории от употребления спиртных напитков уже не возникает.Появляются формы алкогольного опьянения, характеризующиеся сни­женным настроением, страхами, злобностью, галлюцинациями. Происходит поражение внутренних органов. Личностные изменения нарастают, постепенно происходит развитие алкогольного сла­боумия.Мотивы употребления спиртного схожи с мотивами 5 уровня: наиболее выражено стремление уйти от болезненного состояния, которое было вызвано предыдущим приемом алкоголя. Мотивы же отказа от потребления спиртного могут определяться желанием поправить здоровье или страхами перед санкциями социальных институтов, а также кон­фликтом с обществом.На 6 уровне потребления алкогольных напитков алкогольнозависимые временами ищут помощи, могут даже обращаются за лечением. Однако часто преры­вают процесс лечения и вновь запивают. Безусловно, им нужна постоянная и дли­тельная терапия в постоянно действующих мерах пере воспитательного и запретительного характера. По данным современных исследователей, выпивае­мые дозы алкогольных напитков юношами и девушками ко времени окончания средней школы приближаются к показателям взрослых людей, что говорит о довольно высокой степени вовлеченности учащихся в процесс потребления алкогольных напитков.

Интересен вопрос, изменился ли уровень вовлеченности молодых людей в употреб­ление спиртного во время действия постановления о борьбе с алкоголизмом и пьянством?

По исследованиям авторов, которые разработали выше изложенную клас­сификацию, очевидно, что антиалкогольное постановление дало значительные положительные результаты. Так, среди учащихся восьмых классов, например, которые были обследованы в 1986 г., т.е. после года, когда действовал указ, нулевой уровень употребления ал­когольных напитков был засвидетельствован у 70% юношей и 81 % девушек. А 2 и 3 уровни, не говоря уже о 4, 5 и 6, не выявлены ни у юношей, ни у девушек. Существенное снижение употребления спиртного было отмечено также у учащихся девятых классов. Однако среди десятикласс­ников результаты антиалкогольного постановления не были однозначны: здесь плохо сказывались имевшие место в предыдущие годы довольно высокие показатели вовлеченности в употребление спиртного.Изучая специфику распространения и развития алкоголизма у подростков, нужно отметить, что склонность к употреблению алкогольных напитков наиболее выражена у маль­чиков. Но в последние годы стали возрастать темпы вовлечения в алкоголизм и девочек. В связи с этим, в ряде западных стра­н соотношение между страдающими алкоголизмом в молодом возрасте мужчинами и женщинами в 80-х гг. снизилось до 3:1 или до 2:1 против 10:1 и 9:1 в 1950 г. Это нужно учитывать при проведении воспитательной работы антиалкогольной направленности среди молодых людей.

По данным исследований B.C. Братусь и П.И. Сидорова, в зависимости от микросоциального окружения выделяется не­сколько типов привлечения девочек к алкоголю.Тип 1. характеризуется потреблением спиртного в группе лиц мужского пола:

а) среди сверстников — мальчиков;б) под влиянием взрослого пьющего мужчины.

При этом формируется мужской тип алкоголизации злокачественного характера.Тип 2 включает два подтипа. И в том, и другом случаях приобщение к алкоголю происходит в кругу лиц женского пола.

Подтип 1. Спиртное в виде слабых алкогольных напитков пот­ребляется в кругу сверстниц, обычно в малых дозах и ситуационно, например, на дне рождения, перед танцами, при встречах-девичниках и так далее, сопровождается легкой степенью опьянения. Симптомы заболева­ния проявляются замедленно, а течение болезни характеризуется, как относительно доброкачест­венное. Критичность оценки своего состояния сохраняется.

Подтип 2. Употребление алкогольных напитков, происходящее под влиянием пьющих жен­щин. Особенностями данного подтипа являются: потребление крепких спиртных напитков в интоксикационных дозах с выраженной степенью алкогольного опь­янения. Заболевание обычно имеет злокачественный характер, в особенности если алкоголизация происходит под влиянием больной алкоголизмом женщины, протекает скрыто, с запоями, продолжительность которых постепенно возрастает. Одной из важных характеристик подтипа является нравственное паде­ние.

Тип 3. Это одиночное пьянство. Чаще всего бывает у людей с психопатическими особенностями личностями. Спиртное употребляется в больших дозах и до тяжелой степени опьянения. Целью употребления алкогольных напитков является либо облегчение контактов, либо корректиров­ка некоторых черт характера, таких как нерешительность, застенчивость. Мотивом может быть также снижение эмоционального воздействия травмирующих психику ситуаций. Употребление алкоголя в одиночном пьянстве быстро приобретает постоянный и запойный характер.

И это еще далеко не полный анализ условий и причин развития алкоголизма среди подростков. В мире наблюдается постоянный рост алкоголизации подрастающего поколения, и это, безусловно, является показателем социального неблагополучия в обществе. Многими исследованиями доказано, что алкоголизм начинает формироваться в школьном и юношеском воз­расте. Ведя борьбу с проблемой раннего зарождения и развития алкоголизма, важно помнить, что предупредительные меры дают наиболее существенные результаты. В связи с этим, борьба с пьянством и алкоголизмом молодого поколения более результативна, чем со сформи­ровавшимся алкоголизмом взрослых. Хотя для наилучшего достижения результатов по данному глобальному вопросу необходимо комплексное научно обосно­ванное наступлении на проблему алкоголизма во всех возрастных группах.

Наркологиче­ская служба, активно развивающаяся в настоящее время, не может глобально решить проблему пьянства и алкоголизма, потому что имеет дело уже с конечными результатами алкоголиза­ции. Главные же меры воспитательного и социального ха­рактера должны быть сосредоточены на профилактической работе с малопьющими и непьющими лицами.

Можно оценить материал:

Можно поделиться им через соцсети:

А также оставить комментарий.